История храма святого покровителя Михаила Архангела
В 1870 году в конце своего юрта кисляковские казаки основали хутор Михайловский. С годами хутор разрастался и богател. Появилась необходимость в храме. Ведь церковь играла особую роль в духовной жизни казаков и в воспитании их нравственности. Церковные обряды сопровождали казака всю жизнь от рождения до кончины. Церковь крестила, выдавала метрики, венчала, регистрировала смерти и отпевала. Перед уходом на службу или войну казаков напутствовал священник. Без религиозных обрядов не мысли ма была жизнь православных христиан. Коими были и казаки. Первое здание церкви во имя святого покровителя Михаила Архангела было построено в 1891 году на средства хуторян.
Свято-Троицкий храм ст. Вознесенская-
примерно так выглядел Михайло-Архангельский храм
«Однопрестольная в честь Архангела Михаила освящена мая 4 дня» записано в клировых документах за 1893 года. Располагалась она на исконно-ом месте площади (майдане) хутора. На этом месте в настоящее время расположен парк ограниченный улицами Тищенко, Энгельса, Комсомольская и переулком Братский.
По воспоминаниям потомков первых переселенцев нам стало известно, что в церковной изгороди хоронили казаков героически погибших на охране южных рубежей России. До наших времен дошли имена некоторых из них –Павлюк Кирилла, Рыбальченко Порфирия Аврамовича. Из клировых документов и уст ныне покойной Макеевой Нины Яковлевны, Пелипенко Любовь Максимовны, Сторчак Якова Павловича, Бондаренко Михаила Семеновича, Кучеренко Надежды Александровны, Вертий Анны Михаловны, Пузырного Ивана Федоровича известно первоначальное место храма и его вид снаружи и внутри. Храм был построен из красного кирпича и довольно вместительный, примерно на 500 молящихся одновременно, обнесен деревян ной изгородью.Для справки: в таблице Ейского уезда по статистической пере писи на 15 декабря 1875 года значится в поселке Михайловском казачьего сословия: мужчин- 240, женщин-248; иногородних: мужчин-19, женщин-20. По воспоминаниям 86 летней жительницы станицы, внучки бывшего станич-ного атамана Кашкаха Кузьмы Григорьевича: это был огромный храм, кото-рый порой не мог вместить всех пришедших из других близлежащих хуторов Вход в церковь был с западной стороны, примерно в 50 метрах от Ростовско-го шляха (ныне улица Энгельса) и выходами на северную и южную стороны. Сторчак Якову Павловичу запомнилась высокая колокольня, с которой до сторожки была протянута длинная веревка. В случае пожара, замеченного с недалеко находившейся деревянной вышки пожарной части, сюда мог прибежать дежурный, дергая за веревку и ударяя в колокол, известить станичников о случившемся несчастье. Будучи 10 летним пацаном Яков Павлович не однократно лазил на колокольню и звонил в колокола, благо по большим праздникам позвонить в колокола разрешалось любому желающему. Забара Семен Федорович на собственные средства заказал и привез из Тулы 12 колоколов и собственноручно снес на колокольню один из них. Когда в 1893 году он умер, его как большого церковного мецената похоронили в ограде церкви. На его могиле от имени духовенства был установлен памятник . Весомый вклад в строительство церкви внесла казачья семья семья Давыденко Спиридона. Он его братья на свои немалые пожертвования приобрели иконы и церковную утварь. В знак особых заслуг в строительстве хра ма он был похоронен на церковном кладбище.
В 1932 году сельсоветчики закрыли храм и продали его здание правлению колхоза «Зерновая фабрика Кавказа». По воспоминаниям станичника Пузырного Ивана Федоровича колхозники приспособили его под зерносклад, заезжая подводами во внутрь храма, а сверху на них взирал образ Иисуса Христа.
С болью вспоминает Кучеренко Надежда Александровна тот год, когда начали рушить церковь: сбросили кресты, со звонницы скинули колокола, вынесли утварь, иконы; стали разбирать стены и вывозить кирпич. Из него правление колхоза решило построить клуб. Народная молва гласит, что люди проходившие мимо развалин храма еще долгое время слышали плач женщины, хотя вокруг не было ни души.
Вертий Анна Михаловна, учившаяся в тот злополучный год во 2 классе в здании бывшей церковно-приходской школы, была свидетелем этого произвола.
На переменах она в числе многих школяров с любопытством и тревогой наблюдала за происходящим.
По воспоминаниям станичника Бондаренко Михаила Семеновича иконы и церковная утварь, вывезенные из храма, были сожжены во дворе сырзавода, который в те годы находился по нынешней улице Трудовая.
До середины 50-х годов прошлого столетия стоял цоколь фундамента храма, на развалинах которого играли дети.
Активисты клуба, собрав воспоминания долгожителей-очевидцев тех далеких событий, подготовили вышеизложенный материал и вышли с инициативой установки на месте разрушенного храма Поклонного креста. Наша инициатива получила благословение настоятеля Михайло Архангельского храма отца Федора, поддержку администрации и Совета ветеранов Октябрьского поселения. Установка Поклонного креста на исконно-историческом месте станицы Октябрьской – нашей малой Родины будет служить символом покаяния за содеянное в прошлые годы, данью признательности и уважения нашим предкам. Наши предки завещали нам беречь и приумножать историческое и духовное наследие, ценить гордое достоинство и самоотверженный труд.
Руководитель клуба «Станичники», сотрудник музея Ю.В. Кондратюка
Н.И. Майстровский. 13.11. 2011г.
|