«В гостях у русской народной сказки»
Давно родилась сказка на земле нашей. Еще до той поры, когда люди буквы придумали. Она родилась и поселилась доброй волшебницей среди людей. Люди научились писать на бересте, затем на бумаге. Потом стали разные истории складывать и печатать их в книжках. У книжек только начиналась жизнь, а сказки уже свободно кочевали по городам и селам, переходили горы высокие, переплывали реки широкие. И помогали сказкам в этом люди добрые, которых называют сказочниками. Сказочники передавали доброе наследие предков, мудрость обычаев земель своих. Их любили и уважали. Так в старину на Байкале (в рыболовных артелях) рыбаку, знающему сказки, давали лишний пай, его освобождали от трудных работ. «Сказочник выше артели, - говорили о нем, - он душа ее, источник светлых и добрых настроений, которые, очень нужны усталому человеку».
Сказки приходили к людям, некоторые, навсегда оставаясь в памяти народной, передавались из уст в уста и оживали на страницах книг.
Первые сведения о русских народных сказках относятся к Х11 веку. О них упоминается еще в летописях. Записывать, изучать и печатать сказки русские писатели и ученые начали около 200 лет назад.
Самое первое печатное издание сказок - знаменитый сборник А.Н. Афанасьего. Он появился около 100 лет назад и назывался «Народные русские сказки». Александр Николаевич Афанасьев собирателем сказок не был. Он работал в архиве Русского географического общества. В этом архиве и сейчас хранятся значительные фольклорные богатства. Заслуга А.Н.Афанасьева в том, что он отобрал действительно лучшие, наиболее точные записи. В трех томах «Народных русских сказок» помещено около 640 произведений. Позднее из своего сборника А.Н.Афанасьев выбрал 88 сказок для детей. Афанасьев печатал их так, как рассказывали простые люди. По его сборнику можно знакомиться не только со сказкой, но и с подлинной русской народной речью. Сборник сказок Афанасьева стал любимой книгой русского читателя.
Все сказке условно можно разделить на три основных вида : сказки о животных – древнейшие по своему происхождению, их обычно рассказывают маленьким детям. Кто же не помнит хитрую лисичку со скалочкой, глупого волка, который ловит рыбу хвостом в мороз, бесшабашного и хвастливого колобка, который ото всех ушел, а лисе попал на угощение.
Вторым видом сказок являются бытовые сказки - они рассказывают об обычных людях, об их жизни. Мужик всегда глупее барина, удачливее жадного богача. Предметный мир бытовой сказки как будто и не сказочный совсем. Разве в жизни не бывает ленивых, глупых, лживых людей? Так что же сказочного в бытовых сказках? Сказочными, нежизненными являются события. Сказочно преувеличенными бывают также свойства людей и вещей. Положительный герой бытовой сказки привлекателен своей активностью, находчивостью. Трудные задачи он решает сам, у него нет ни волшебных предметов, ни волшебных помощников.
Следующим видом считаются волшебные сказки - особенно любимые детьми. Там особый сказочный мир, нереальный фантастический. Поэтому обо всем, что нам кажется несуществующим, невозможным мы говорим : «Это сказка», «Как в сказке», «Не рассказывай сказки».
Волшебная сказка имеет зачин, присказку и концовку. Любая сказка имеет счастливый конец. Мир волшебных сказок при всей его фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Следовательно, в русской народной сказке отражена русская жизнь.
Но вот нравственный мир волшебной сказки не имеет национальных различий. Он общечеловеческий.
Нравственность - это понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо в людях, в отношениях между людьми, в их поведении. Каков же он, нравственный мир, воплощенный в волшебных сказках? Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. При столкновении добра и зла добро не сразу, но обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается. Нравственный мир волшебной сказки - это еще и мир справедливости.
Сказка незаметно, но постоянно учит. Сказка учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по поступкам. Учит уважать старших и вести себя достойно.
Очень точно о сказке написал А.С.Пушкин : «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Вот обо всем этом и шел разговор на очередном мероприятии в рамках Всероссийского культурно – образовательного проекта «Культурный норматив школьника» с учащимися 4 класса СОШ № 5, преподаватель А.М. Ткаченко.
После рассказа ведущей об истории русской сказки, была проведена увлекательная литературная игра «Путешествие в тридевятое царство». Ребятам в путешествии встречались различные сказочные герои. Чтобы определить, хороши они или плохи, помогут ли они в трудную минуту или станут чинить препятствия, надо было суметь угадать этого героя, отгадать из какой он сказки, кому принадлежат те или иные слова. За правильные ответы игроки получали красные или зеленые яблоки.
На столах перед ребятами были разложены сказки, но даже и с такой подсказкой отвечать на вопросы было очень не просто. Ребята активно принимали участие в обсуждении поставленных вопросов, искренне переживали за результат своей команды. Умение работать в команде, дружба, взаимовыручка победили. В конце мероприятия ребята получили домашнее задание и посмотрели музыкальную сказку «Летучий корабль». Но домой они не спешили, просили еще и еще задавать им вопросы и загадки по сказкам. Они были поражены, что такие знакомые сказки имеют много таинственного и с первого взгляда простые вещи, оказывается, таят в себе много нового и необычного.
19.11.2019г.
Составил : О.А.Онищенко, библиотекарь Октябрьской поселенческой библиотеки
|